ГО Ассоциация операторов игорного и лотерейного бизнеса Украины

Наша организация состоит из экспертов игорного и лотерейного бизнеса, активистов и работников отрасли, в числе которых представители УНЛ, МСЛ, распространители лотерей, участники рынка.

Легализация игорного бизнеса в Украине в 2019 году: наши перспективы и стратегия

Легализация игорного бизнеса в Украине

Мы хотим и готовы оказать содействие правительству, чтобы способствовать взаимовыгодному для всех участников процессу легализации игорного бизнеса в Украине.  А также проводить информационно-разъяснительные мероприятия для представителей СМИ, активистов и любых, неравнодушных к судьбе страны, украинцев. Мы открыты для любых вопросов. Чтобы сделать процесс вовлечения социально-активных и неравнодушных к экономическим, социальным и культурным перспективам украинцев активным, а также донести нынешней власти необходимость доработки вопроса о легализации игорного бизнеса в Украине, мы составили Петицию и просим Вас подписать ее. Кнопка с прямой ссылкой размещена выше на сайте.   Кроме того, чтобы поддержать СМИ и экспертов, которые заинтересовались направлением и ведут активную просветительскую работу по вопросу легализации игорного и лотерейного бизнеса в Украине, а также следят за шагами правительства и комментариями президента Владимира Зеленского о процессе выведения азартных игр из “тени” в официальную плоскость, мы решили собирать на сайте все новости о легализации игорного бизнеса в Украине в 2019 году, публикации о перспективах развития казино и остальных составляющих украинского игорного бизнеса. Ознакомиться с материалами вы можете ниже, а также непосредственно участвовать в процессе, отправляя нам публикации по теме. Кнопка для связи размещена выше на сайте. Мы будем рады вашему активному участию! 

Закон о легализации игорного бизнеса в Украине — наши цели:

  • Легализация игорного бизнеса за европейскими аналогами, а именно, на примере Германии, Румынии и Италии.
  • Получение поступлений в бюджет, начиная с 01.01.2020 года, в размере минимум 2,5 миллиарда течение 2020.
  • Защита людей, работающих в этой сфере, а это более 50 000 человек.
  • Защита отечественных операторов, недопуск к этому рынку иностранных компаний, особенно компаний из Российской Федерации.

Что такое законопроект о легации казино исключительно на базе 5-звездочных гостиниц? Наши опасения:

  • законопроект ставит под удар наиболее социально-активные слои населения: из-за сокращения количества рабочих мест 50 000 трудоустроенных в данный момент человек останутся без работы
  • способствует оттоку прибыли из бюджета (всего 300 миллионов гривен будет получать государство в данному случае)
  • поддерживает выведение денег в карманы российских олигархов (80% собственников гостиничного бизнеса Украины — российские бизнесмены)
  • провоцирует развитие “теневых” игральных площадей
  • усиливает отток квалифицированных кадров из Украины и замедляет развитие новых специалистов.

Как сделать азартные игры безопасными? Наши предложения:

  • Принять закон о легализации игорного бизнеса, который с момента внедрения обеспечит поступления в бюджет Украины минимум 200 миллионов гривен налогов ежемесячно и более 2,5 миллиарда в год.
  • Ограничить установления игровых автоматов, неподконтрольных государству, вместо устаревших автоматов установить современные системы, такие как VLT, по примеру Италии и Германии, что позволит государству полностью контролировать все процессы и поступление в режиме 24/7.
  • Уменьшить количество терминалов и игорных заведений на территории Украины, установив ограничения по количеству и площади помещения в конкретных городах, а также, по примеру Европы, по количеству терминалов на одного человека (3 терминала на 1 000 жителей). Размещать казино только в 5-звездочных отелях, устанавливать в них VLT системы, которые будут 100% подконтрольны государству.
  • Продать на аукционе ограниченное количество лицензий на осуществление деятельности по минимальным количеством разрешенных VLT терминалов - 5000, увеличив стоимость таких лицензий за счет увеличения количества терминалов в лицензии, а также усиление ответственности со стороны оператора.
  • При подаче на лицензию обязать соискателя предоставлять перечень адресов, количество терминалов и договоры аренды на помещение, где будут установлены терминалы.
  • Первоочередное право на получение лицензии предоставить компаниям, которые сейчас работают на рынке. Это позволит перевести в легальное поле сразу все нелегальные заведения и закрыть те, которые не соответствуют лицензионным требованиям.
  • Не допустить потерю работы для людей, которые сейчас работают в этой сфере, а это более 50 000 человек.
  • Запретить использование оборудования и программного обеспечения, производимого за пределами Украины, что защитит отечественных производителей.

Почему игорный бизнес необходимо легализовать, а не запретить в Украине? 

Существует стойкое убеждение, что игровые автоматы и игры казино вызывают зависимость. Эти страхи объяснимы. Несмотря на то, что история существования азартных игр примерно равна истории человечества: карты, кости, позже слоты и скретч-карты возникали и быстро распространялись по всему миру. В Китае игорные заведения появились еще до нашей эры, также известны они были в Древней Греции и Риме, Английской Республике, во Франции времен Наполеона, не менее азартными были предки и в наших широтах. Конечно же, при такой массовой увлеченности, случались не только дружеские вечера за пасьянсом или покером, но возникали редкие, но резонансные истории, когда азартные игроки могли поставить на кон не только имеющиеся в их распоряжении деньги, но даже проиграть весь капитал, поместья или наследство. Но история движется вперед, поэтому для данной проблемы было найдено решение.

Стало очевидно: чтобы оставить людям свободу воли и право решать каждому для себя: играть или не играть, игорный бизнес необходимо вывести из подполья и установить четкие правила, а всю бизнес-деятельность казино и игорных залов регламентировать на государственном уровне. Появились строгие правила, которые регулируют как возможность каждого человека проводить свободное время за игрой, но без ущерба для денег, здоровья и без рисков для будущего.

На сегодняшний день, игорный бизнес “по-белому” тщательно следит за финансовыми махинациями, несет ответственность за сохранность денег, внесенных на счет игроком и тщательно проверяет информацию о своих клиентах, не допуская возможности играть лицам, моложе 18 лет или того возраста, который указан как минимальный в законодательстве каждой отдельной страны.

Глядя на пример западных стран, в том числе, ближних соседей — Германии, Румынии и Италии, мы уверены, что легализация игорного бизнеса в Украине сможет стать большим плюсом в перспективе развития нашей страны, привлечении денег в национальный бюджет и даст возможность украинцам сохранить свободу выбора, не рискуя при этом деньгами и спокойствием своих близких.

Как возможно контролировать игорный бизнес?

Специальные комиссии лицензируют операторов игорного бизнеса и следят за соблюдением правил и обязательств, а также законов каждой отдельной страны. Эти комиссии проверяют качество продукта, который предлагается игрокам, предотвращают даже саму возможность обмана (любой человек, играющий в наземном или онлайн-казино с лицензией, может подать жалобу в случае некорректной работы или ошибки и получить юридическую помощь).

Они предлагают широкие возможности для самостоятельного контроля: можно установить ограничение длительности игры в казино или лимитировать сумму денег, которую игрок планирует потратить за один раз, а также “взять отпуск”, во время которого оператор просто не будет допускать его к игре. Также существуют специальные ресурсы для поддержки игроков с зависимостью и оказания им психологической помощи.

Почему игорный бизнес в Украине должен пойти по пути Европы, а не Турции?

Впервые о том, какие конкретно шаги украинская власть собирается предпринять в направлении легализации азартных игр в стане, было сказано на турецком бизнес-форуме в августе 2019 года. Несмотря на многолетний практический опыт европейских соседей, Президент Владимир Зеленский прокомментировал, что в данном вопросе смотрит на пример Турции, где игорный бизнес — часть гостиничной структуры. По такому же пути в свое время пошли в американском штате Невада, где появился свой Лас-Вегас. Безусловно, эти успешные кейсы привлекают много внимания и вызывают желание подражать, но у данного вопроса есть и обратная сторона. Украина — не просто курорт для богачей, но и большая страна, в которой живут люди с разным социальным статусом. Поэтому, в первую очередь, мы предлагаем задуматься не о наших гостях, а непосредственно об украинцах. С учетом того, что сейчас в отрасли насчитывается более 50 000 сотрудников лицензированных лотерейных точек, 5-звездочные гостиницы, которых в Украине не так много, чтобы впоследствии обеспечить работой всех этих людей, а размещены эти отели в крупных городах, большей частью, в Киеве, региональные сотрудники попросту останутся без работы. Строить новые — идея, безусловно, прекрасная и перспективная, только перспективы эти долгосрочные. А чем будут кормить семьи эти 50 000 человек, пока идет стройка? Интересный вопрос. Далее, как мы упоминаем в своих сообщениях, владельцы 80% гостиничного бизнеса — до сих пор российские олигархи, которые просто выведут деньги из Украины вместо того, чтобы платить налоги в бюджет нашей страны. Поэтому мы разделяем мнение о необходимости легализации в 2019 году в Украине игорного бизнеса, но, вместе с тем, видим явную опасность принятия законопроекта о легализации казино, который находится на рассмотрении в парламенте. Мы предлагаем отойти от стереотипного мнения об угрозе игорного бизнеса для простых людей и не настаивать на его категорическом запрете. Тем не менее, закон о игорном бизнесе необходимо доработать таким образом, чтобы он был выгоден всем сторонам: приносил деньги в казну, заботился об игроках, развивал смежную ИТ отрасль (именно так, даже наземные казино работают на ПО), а также оставлял нам нашу главную ценность: свободу выбора.

Разница между легализацией казино и легализацией игорного бизнеса

Знак уравнения между этими понятиями поставить невозможно. Игорный бизнес, также известный как игорка, часто путают с непосредственно работой в казино, когда первое понятие гораздо шире и включает в себя:

  • наземное казино (игорный дом), где размещены игровые столы,
  • интернет-казино,
  • залы игровых автоматов, известных также как слоты, слот-машины или однорукие бандиты,
  • букмекерские конторы,
  • тотализаторы и прочее.

Поэтому, когда говорим о легализации казино в Украине, это предполагает именно сужение сферы до обсуждаемых ранее казино в гостиницах, обрубая все остальные направления. Тем не менее, на сегодняшний день 70% всемирной популярности азартных игр приходится именно на слоты — в них играют от Индии до Финляндии, в них достаточно простые правила и для выигрыша не требуется специальных экспертных знаний, это тот случай, когда решение принимает именно Фортуна. Кроме того, растет популярность букмекерства (ставок на спорт), а топовые конторы ведут активную меценатскую и спонсорскую деятельность, вкладывая деньги в развитие спорта и технологий своей страны. 

Наша Ассоциация операторов игорного и лотерейного бизнеса Украины выступает за легализацию всего направления, не выбирая единственно достойных его представителей. Мы стремимся к тому, чтобы в 2019 году в Украине появились не только легальные казино на базе гостиниц, где смогут играть исключительно богатые украинцы-соотечественники и приезжающие на отдых иностранцы, но и общедоступные игровые залы, полностью подконтрольные закону. 

Полный запрет игровых залов вне отелей: почему это плохо?

Как мы все знаем на практическом опыте: запретить что-либо — значит не избавиться от проблемы, а только загнать ее “в тень”. Сужение ниши до одного сегмента не избавит Украину от наличия игорного бизнеса, но переведет большую его часть на нелегальную основу, когда подпольные казино будут прятаться в подвалах и “крышеваться” милицейскими структурами. Уже сейчас на официальном лотерейном рынке есть некоторая часть “деятелей”, которые игнорируют необходимость получения лицензии и работают “в черную”. Их число только возрастет, что станет настоящим ударом по инфраструктуре городов, по безопасности игроков и сотрудников залов, лишит последних возможности официального трудоустройства и получения легального и честного дохода.

Власть, призывающая к подобным запретам ради блага простых украинцев, должна подумать не только о тех, кто страдает от игровой зависимости (а это 2% от общего числа игроков), но также о людях, которые так или иначе участвуют в отрасли (игроки, которые хотят отдохнуть, сотрудники залов, разработчики и производители оборудования и ПО, которые получают деньги за свою работу).

Мы предлагаем комплексный подход к вопросу, который бы учитывал интересы всех сторон и делал это в демократичной манере: уважая свободу выбора, поддерживая в случае возникновения проблем и обеспечивая выгоды для каждого участника игорного бизнеса.

Краткая история украинского игорного бизнеса

Как было сказано ранее, история игорного бизнеса примерно равна истории человечества, поэтому, чтобы отыскать самое начало игорки, надо заглянуть еще в те времена, когда все мы помещались за одним костром в пещере. Но если не копать так далеко, то возрастание популярности азартных игр на наших территориях приходится еще на времена в составе Российской Империи, XVIII-XIX век. Несмотря на категорический запрет, игорные дома открылись и вполне успешно работали в Киеве, Екатеринославе, Одессе, Херсоне.

С 1910 года внимание игорного бизнеса переключается на лото — самым популярным местом для игры стал знаменитый Контрактовый двор, в подполье по-прежнему перебрасывались в картишки, хотя проведение азартных игр и было запрещено. К слову в подтверждение тезиса о том, что запретить казино недостаточно, оно уходит в подполье, но не исчезает, как показывает нам история. Впрочем, изначально даже в лото-клубах не существовало четких правил, что вносило смуту. Спустя несколько лет, на волне популярности, предпринимаются первые попытки урегулировать отрасль — возникают четкие правила, обязательства игорных домов, контроль финансовой составляющей и строгая отчетность. Что тут сказать, эксперимент был исключительно удачным — официальная регуляция лото-бизнеса принесла не только больше порядка и спокойствия, но во многих городах стала главным источником налоговых поступлений в бюджет. И продлилось это вплоть до начала Первой мировой.

После войны, уже в “союзной” Украине продолжается увлечение лото и развитие лото-холлов. А надзор и контроль их деятельности закономерно переходит к НКВД, а также местным комитетам и Управлению государственной карточной монополии. Власти все больше озадачиваются вопросом вывода бизнеса из нелегального в регулируемый и контролируемый, который бы наполнял бюджет. Пройдя через множество реформ, бизнес продолжает развиваться, а государство продолжает работать над перспективами легализации ниши. В 1927 году устанавливается единый порядок открытия игорных заведений, проведения лотерей и прочих публичных развлекательных зрелищ. К сожалению, стремительный рост закончился не менее неожиданной остановкой: в 1928 все, помимо тотализаторов на ипподромах, велено немедленно закрыть. Основной отговоркой становится: игра на деньги приносит советским людям нетрудовые доходы, чего власть равных, конечно же, позволить не может.

Начинается “подпольный” период азартных игр и расцвет мошенничества на этом поле. Легендарные “каталы” и “кидалы” оббирают население в южных поездах и за игрой в наперстки, “расписать пульку” становится явной частью домашнего быта в семьях: отцы играют ночами и на деньги, игровой бизнес в стране по-прежнему запрещен.

Касательно казино в гостиницах, так украинская история, конечно же, проходила уже попытки легализовать “казино для избранных”. В 1970-х годах игровые автоматы установили на круизных лайнерах с портом приписки Одесса, где иностранные гости могли играть за валюту. Обычному населению, не имевшему валютных запасов, вход в эти зоны отдыха и комфорта был традиционно запрещен, для очень азартных граждан оставались “каталы” в поездах и на курортах, которые помогали выработке адреналина и забирали под чистую весь доход — эта разновидность игорного бизнеса не контролировалась никем и была обычными аферами, далекими от казино и правил честной игры.

В современной Украине в 1991 году, еще до официального распада Союза, в киевской гостинице Русь “обжилось” первое казино с игровыми автоматами в подвале. Вскоре, глядя на пример бывших союзных республик, где игорный бизнес начал развиваться немедленно, стремительно и количественно, украинский бизнес тоже начинает развиваться в данном направлении. Казино появляются в крупных украинских городах — Киеве, Харькове, Донецке. Следом приходят иностранные специалисты и иностранные инвестиции, и начинается развитие игорного бизнеса в Украине. Появляются не только лицензированные, но и “теневые” казино. Занятая другими вопросами власть теряет контроль над отраслью и к 2009 году, после ряда происшествий в так называемых закрытых клубах, где процветал нелегальный бизнес, в том числе, игорный, правительством Юлии Тимошенко принято решение: если нельзя справиться, нужно запретить.

Успешность этого шага и весь набор последствий от запрета мы можем оценить сами — на наших глазах развивается “теневой” игорный бизнес в Украине, оставшиеся в легальной нише заведения вроде лото-холлов не могут конкурировать с наплывом черных игорных залов, которые кормят отдельных представителей национальной милиции, вместе с тем ни копейки не принося в бюджет страны.

Нелегальные залы наносят ущерб как своим игрокам, так и сотрудникам, официальное трудоустройство с гарантиями для которых невозможно, а часто, особенно в регионах, это остается практически единственным способом получить доход на всю семью.

Если взглянуть на всю эту историю в целом, а потом присмотреться отдельно к каждому из этапов, то вырисовывается явная картина: игорный бизнес уже не раз пытались как легализовать, так и запретить. В первом случае, это давало приток денег в бюджет, обезопашивало отрасль и ее участников, приносило пользу для всех. Попытки же изгнать азартные игры из поля зрения приводили только к тому, что они становились менее заметными, но более опасными, как и любой нелегальный бизнес.

Мы уверены, что и на ошибках, и на достижениях прошлого можно одинаково хорошо научиться, проанализировав очевидные примеры из собственной истории.